КРОВАВЫЙ ПУТЬ, ВЫСТЛАННЫЙ
ШЕЛКОМ
|
Рост масштабов терроризма
в мире впечатляет.
Статистика утверждает, что в прошедшем 2000 году рост терроризма относительно
предыдущего 1999 года составил 8%: 423 терракта против 392. Цифры
эти приведены в очередном, ежегодно издаваемом докладе Государственного
Департамента США "Особенности глобального терроризма в 2000 году".
Доклад, бесспорно, очень нужный, способный придать дополнительный
импульс борьбе с всемирным злом и выводящий ее на новый качественный
уровень. Но есть в докладе разделы, способные вызвать, мягко выражаясь,
недоумение.
Но обо всем по порядку
Сначала о докладе в целом.
Авторы его, четко изложили базовые принципы позиции США, на которых
будет основываться международное сотрудничество с партнерами в борьбе
с терроризмом. Сформулировали они их следующим образом:
- во-первых, - не идти ни на какие уступки террористам и не заключать
с ними никаких сделок;
- во-вторых, - обязательно предавать террористов суду за их преступления;
- в-третьих, - изолировать и оказывать давление на государства, поддерживающие
терроризм, чтобы заставить их изменить свое поведение;
- в-четвертых, - укреплять контртеррористические возможности тех стран,
которые работают с США и нуждаются в помощи.
В докладе особо подчеркивается, что
"…США придают приоритетное
значение лишению террористов их источников финансирования и блокированию
их возможностей использовать средства, которые они уже контролируют..."
и что
"… в январе 2000 года была
подписана международная конвенция о подавлении финансирования террористов.
Конвенция создает международную правовую базу для расследования, ареста
и судебного преследования лиц, причастных к финансированию терроризма,
и описывает превентивные меры по выявлению и ликвидации источников
дохода террористов и ограничения движения таких средств через межгосударственные
границы."
В докладе выражается надежда на то, что все члены международного сообщества
присоединятся к тем 35 странам, которые подписали конвенцию на момент
её принятия.
Одним словом, США призывают мир к консолидации и активизации в борьбе
с чумой 21 века.
Наряду со столь правильными и бескомпромиссными на словах подходами,
наблюдаются, мягко говоря, весьма странные описания актов терроризма
в отдельно взятой стране.
Речь идёт о терроризме в Грузии ставшим масштабным явлением, и скрыть
которое уже не представляется возможным, но замолчать и обелить пытаются.
Что это: преднамеренная фальсификация или слабое знание ситуации на
местах? Попытка скрыть истинное положение дел из определенных политических
соображений или это результат мощного лоббирования чьих-то интересов?
Но, так или иначе, получается, что есть разный терроризм. Тот, который
можно и нужно подавлять. Такой, который можно только осуждать. Но,
есть и такой, на который нужно закрывать глаза а порой и покрывать.
Зло это, в Грузии, с каждым днем все больше набирает силу, угрожая
становлению стабильности в регионе. Принимая всё более масштабный
характер, оно стало колоссальным источником опасности для ее соседей,
но в первую очередь - для населения Абхазии.
При описании грузинского терроризма мягкостью формулировок грешат
не только авторы доклада Госдепартамента США, но и в ООН при подготовке
докладов Генерального Секретаря "О положении в Абхазии, Грузии",
готовящиеся в недрах Секретариата этой организации.
Вот несколько выдержек из этих докладов, прочитав которые, не очень
осведомленный в грузино-абхазских проблемах человек, сделает однозначный
вывод: Грузия - жертва терроризма. - "Грузия
столкнулась с разрастанием насилия…".
"В Абхазии (а не из Абхазии
в Грузию - прим. автора) были похищены пять человек, в том числе два
безоружных наблюдателя миссии ООН".
Опять таки, без указания национально-территориальной принадлежности
террористов, в мартовском докладе Генерального Секретаря утверждается,
что
"…два сотрудника Международного Красного Креста были взяты в
заложники в Абхазии и отпущены через неделю при условии, что их похитителям
не будут предъявлены уголовные обвинения".
При этом ни слова о том, что жертвы были переправлены на территорию,
контролируемую властями Грузии, что похитители принадлежат к известной
грузинской террористической группировке "Лесные братья"
которой руководят небезызвестные Дато Шенгелия и Зураб Самушия.
Два этих "героя", время от времени выступают в электронных
средствах массовой информации Грузии в роли "благородных партизан".
И, это несмотря на то, что даже в Грузии не делают секрета из того,
что этими "героями" совершено на территории Абхазии более
300 террористических актов, и на их совести за восемь послевоенных
лет около трёх тысяч загубленных жизней.
В Абхазии уже давно перестали удивляться жестокости и коварству грузинских
террористов и цинизму властей покрывающих их злодеяния. Удивляет другое,
- снисходительное отношение к грузинскому терроризму как со стороны
СМИ западных стран, так и со стороны представителей ООН.
Поражает и то, что по отношению к ним не работают даже базовые принципы
борьбы с терроризмом провозглашенные в докладе Госдепа. Предосудительная
реакция со стороны ООН проявляется только в тех случаях, когда акту
насилия подвергается кто-либо из сотрудников ее миссии, размещенной
в Грузии.
Мало того, последнее время отмечаются случаи втягивания миссии ООН
в орбиту деятельности террористов.
Весной 2001 на территории Абхазии были похищены и насильственно перемещены
в Грузию пять абхазских граждан. Террористы через посредников передали
свои требования властям Абхазии, - обменять похищенных абхазов на
трех задержанных ранее в Абхазии на месте преступления террористов
(на одной из мин, подложенных этими террористами, подорвались дети).
Роль посредника, озвучивавшего требования террористов, выполнил представитель…
миссии ООН.
Остается только догадываться, кто вложил в уста посредника требования
террористов.
Утешением для абхазской стороны, вынужденной пойти на обмен, явилось
обещание главы миссии Дитера Бодена внимательно следить за ходом следствия
и судебным процессом над террористами, который власти Грузии обязались
провести на своей территории.
Однако, в тот же день, на границе, грузинскими террористами был убит
еще один гражданин Абхазии.
Подобные случаи происходят с регулярностью смены дня и ночи, но ни
единого слова осуждения в адрес грузинских властей не прозвучало ни
в ООН ни в ОБСЕ.
Причины лояльного отношения со стороны Запада к столь масштабному
терроризму как грузинский - это "секрет Полишинеля". Думаю,
нелишне будет ещё раз перечислить несколько наиболее важных из них.
Во-первых, - это проамериканская (что для грузин автоматически означает
анти-российская) ориентация ее политиков, по достоинству оцененные
Западом через лояльность международных финансовых институтов.
Во-вторых, - мощнейшее лоббирование ее "демократического"
имиджа силами, подвизающимися в зоне деятельности международных финансовых
институтов и специализирующихся на финансовых махинациях. На сегодняшний
день, Грузия с помощью её руководства, превращена в одну из основных
стран транзита грязных денег и в "прачечную" по их отмыванию.
В-третьих, - опять-таки лоббирование "благопристойного имиджа"
Грузии, но уже со стороны нефтяных корпораций, пытающихся получить
льготное финансирование и поддержку от своих правительств, в первую
очередь - США на строительство нефтепровода по территории Грузии и
получение от грузинского правительства преференций при его эксплуатации.
В-четвертых, - создание перед общественностью Запада имиджа Грузии
как страны с утвердившейся демократической ориентацией, чтобы оправдать
действия её лидеров на случай ещё одной попытки силового решения Абхазского
вопроса, в преддверии окончательного втягивания Грузии в зону доминирующего
влияния НАТО и превращения её территории в восточный форпост атлантического
блока.
Мало кто из специалистов станет отрицать, что за последние годы Грузия
превратилась в денежные "тартарары" финансового мира, в
ее самую настоящую "черную дыру".
Если верить цифрам в статье Нодара Броладзе "С чувством государственного
долга" опубликованной в "НГ" 03.08.2001г. то общая
сумма государственного долга Грузии составила ни много, ни мало -
20 миллиардов долларов США.
Мало кто даже в самой Грузии станет отрицать, что кредиты эти предоставлялись
под всевозможные дутые проекты строительства "воздушных замков"
и "шелковых путей".
И происходит это всё на фоне её тотальной коррумпированности Коррупция
в Грузии, ставшая притчей во языцах для СМИ всего мира, признается
всеми, в том числе президентом Шеварднадзе. Дошло до того, что борьба
с коррупцией, приняв гипертрофированный характер, превратилась в одно
из самых модных и доходных занятий в высших эшелонах власти. Не видят
этого только в международных финансовых институтах продолжающих "одаривать"
Грузию кредитными дарами.
Президенту Шеварднадзе, тонко играющему на противоречиях России и
Запада и почти всегда интуитивно занимающему выгодную, промежуточную
позицию, уже достаточно давно удается балансировать между этими двумя
доминирующими в регионе силами. Хитрый лис, уподобившись ласковому
телку сосущему двух маток, умудряется пользоваться на льготных условиях
рынками СНГ на правах его члена, и под мифические программы, выуживать
баснословные кредиты у стран Запада.
Приведу один пример характеризующий формы кредитно-денежных отношений
Грузии с международными финансовыми институтами.
Оправдывая необходимость выделения Грузии кредита МВФ на сумму 141
миллион долларов США под 0,5 процента годовых, утвержденный 12 января
2001 года, заместитель директора распорядителя МВФ Шигемицу Сугисаки
сказал буквально следующее: "Власти
Грузии пытаются заложить фундамент для ускорения роста борьбы с коррупцией
и сокращения бедности…"
Оказывается, почти 20 миллиардов долларов набранных ранее Грузией
кредитов, хватило лишь на то, чтобы вырыть яму для закладки фундамента.
Да и фундамент они, со слов г. Сугисаки, заложить не обязуются, а
только попытаются. Одним словом, режиму Шеварднадзе на попытку закладки
фундамента для борьбы с бедностью потребовалось еще 141 миллион долларов.
Если только на попытку потребовалась такая сумма, то, сколько же денег
уйдёт на сам фундамент, а, тем более - на здание?
Приведённые суммы назывались без учета регулярной безвозмездной помощи
под всевозможные военные и гуманитарные программы.
Без учёта сумм выделяемых на содержание беженцев, количество которых
многократно завышено, и до которых эта помощь на практике не доходит.
Прямая ежегодная помощь на модернизацию грузинской армии только от
правительства США составляет сумму порядка 100 миллионов долларов.
Об этом заявил на своем прощальном брифинге 18 июня 2001 года бывший
посол США в Грузии Кеннет Яловиц.
Для полноты картины характеризующей позицию США по отношению к террору
процитирую и заявление главы Госдепа Колина Пауэлла: - "Наши
посольства представляют собой первую линию обороны против терроризма.
Они являются своего рода системой раннего оповещения, которая предупреждает
нас о появлении угроз нашим интересам".
Но, почему-то именно в случае с Грузией система даёт сбои. То ли сфера
деятельности посольства США в Грузии не выходит за пределы границ
её столицы, то ли из каких то соображении, но факт остаётся фактом
- из Вашингтона грузинского терроризма не замечают и соответственно
не осуждают.
Не секрет, что Грузия является ареной противостояния США и России.
Уж слишком значимо для России ее геополитическое положение, чтобы
она могла легко отказаться от своего влияния в регионе.
Но наряду с военно-стратегическими интересами в регионе, существует
ещё один немаловажный аспект, редко кем из аналитиков и политических
обозревателей принимаемый во внимание при освещении российской позиции
на постсоветском пространстве. - У России, как правопреемницы СССР,
есть определённые обязательства морально - этического характера по
отношению к своим бывшим гражданам. Она не имеет морального права,
покинуть территории, на которых остались её бывшие граждане, предварительно
не обеспечив их обезопасиностиих. Ей не должно быть безразлично, что
произойдёт с ними во взрывоопасных регионах. Она не имеет морального
права молча взирать на то, как правящий режим в той же Грузии, прикрываясь
демократическими лозунгами, безнаказанно уничтожает её бывших граждан.
Бесспорно, что на сегодняшний день, безопасность жителей от произвола
террористов, зависит от жесткости российской позиции. Жесткость, в
этом случае оправдана, т. к. диктуется опасением, получить в своём
подбрюшье ещё один очаг вооруженной конфронтации. Присутствие российских
войск в Грузии (в том числе и миротворческого контингента), является
основным сдерживающим фактором новой вспышки очередного межэтнического
конфликта.
Россия, вынуждена сегодня содержать на своей территории около полумиллиона
турков - месхитинцев, изгнанных (с целью расширения жизненного пространства
для их земляков - грузин). ещё Сталиным и Берией с их исторической
родины - Южной Грузии.
Правда, власти Грузии клятвенно, перед всем человечеством, обязались
вернуть их к родным очагам через…10 лет в 2011 году.
Как не вспомнить здесь бессмертное пари Ходжи Нассреддина.
Но, как бы не развивались далее события, с какой бы стороны ни вставало
солнце для Шеварднадзе, и, откуда бы не дули ветры, нагоняющие тучи
кредитных дождей, - выйти в обозримом будущем из-под влияния России,
Грузии вряд ли удастся.
Дело в том, что российский рынок (как труда, так и товаров), в особенности
для сельскохозяйственной продукции, является единственным для Грузии.
Доходы от этих рынков, для нее, во много крат весомей, нежели кредитные
вливания Запада, которые рано или поздно возвращать всё равно придётся.
Это объективная реальность и в Тбилиси постепенно начинают это осознавать,
свыкаясь с ней и соответственно реагируя.
С приходом в Кремль президента Путина и новой администрации, сменилась
и политика России в Закавказье. Точнее, она стала обретать очертания
и контуры системности. Стоило только новому поколению российских политиков
начать проводить самостоятельную, исходящую из интересов российского
государства политику, как Грузия тут же оказалась на подобающей ей
политической полке (не может же быть вечной политика "непорочной
блудницы"). Одно только введение визового режима к ее гражданам
вынудило Шеварднадзе сменить лексику и политические приоритеты. В
одночасье Россия стала для него "основным политическим и экономическим
партнером".
От вступления в НАТО он стал открещиваться как черт от ладана и озвучил
новую, конъюнктурную идею: государственный нейтралитет. Но, что особенно
любопытно, новая позиция по отношению к России была озвучена 13 января
2001 года - буквально на второй день после утверждения в МВФ займа
в 141 миллионов долларов. Кредиты и займы - займы и кредиты, а промеж
ними безвозмездная гуманитарная помощь - и всё это как вода сквозь
песок.
Как оказалась Грузия самой нестабильной и бедной постсоветской страной,
так по сию пору таковой и остаётся.
Как начался процесс обнищания грузинского народа - так он по сию пору
и продолжается.
Вот как охарактеризовал ситуацию в ней представитель ОБСЕ Жан-Мишель
Лякомб на страницах "Вашингтон Пост": - "Русские,
поляки, чехи… все они приспособились, а здесь, спустя десять лет,
вы не увидите никаких перемен, только упадок".
И, тем не менее, несмотря ни на коррупцию, ни на терроризм, связь
которой с властью уже невозможно скрыть, Грузия продолжает получать
и кредиты и льготы.
28 июня 2001 года, Всемирный Банк принял решение, о предоставлении
Грузии кредита в 27 миллионов долларов США на восстановление её ирригационной
системы. 29 июня президент Буш проинформировал Конгресс о своем намерении
внести Грузию в список стран, пользующихся Общей системой преференций
(ОСП).
Программа ОСП обеспечивает беспошлинный доступ на рынок США достаточно
большому количеству продукции.
Но и этого показалось мало.
В июле 2001 года Великобритания предложила включить Грузию в список
стран - участников программы Всемирного банка и МВФ по списанию долгов
странам с высоким уровнем задолженности. Представление в театре абсурда
продолжается.
Спрашивается, сколько должно быть совершено террористических актов
грузинскими террористами, и сколько жизней должно быть ими загублено,
чтобы Грузия попала в число стран, поддерживающих терроризм?
И как долго налогоплательщики Запада, и, в первую очередь, США будут
содержать безгранично алчное и коррумпированное окружение президента
Шеварднадзе, на которых прямо таки обрушиваются неведомо куда исчезающие
кредитные потоки?
Анатолий
Отырба
|
|